ГЛАВНАЯ | МОИ ДАННЫЕ | ФАЙЛЫ | ФОРУМ | ПОИСК | КОНТАКТ С НАМИ

 Имя

 Пароль

 Запомнить меня


Вы еще не с нами?
РЕГИСТРАЦИЯ предоставляет дополнительные возможности, недоступные гостям,
и делает удобней посещение портала.
Ваши регистрационные данные не будут использованы для СПАМа или переданы третьим лицам!
Забыли пароль?
ВАМ СЮДА!


Курс "Управление личными финансами"
 О курсе
 Вводная лекция
 Программа курса

Курс "Школа финансовых консультантов"
 О курсе
 Вводная лекция
 Программа курса

Курс "Инвестиции в ценные бумаги"
 О курсе
 Программа курса

Курс "Срочный рынок: фьючерсы и опционы"
 О курсе
 Программа курса

Корпоративные финансы
 CAP/CIPA
 ACCA DipIFR

Сейчас
16 гостей и
0 пользователей on-line

Анонимный гость. Вы можете ввести свой логин или свободно здесь зарегистрироваться.

ПОСЛЕДНИЕ СООБЩЕНИЯ С ФОРУМА
перейти к сообщениюUXBTC.com - Сервис о...(9)
 от exfin
  02. Мая в 08:00
перейти к сообщениюСеминар "Финанс...(5)
 от Gusarova
  29. Дек в 14:45
перейти к сообщениюОборудования для пре...(0)
 от Gusarova
  26. Дек в 22:13
перейти к сообщениюРядовой инвестор.(6)
 от Spy
  11. Фев в 14:45
перейти к сообщениюМожно ли в Беларуси ...(4)
 от Spy
  04. Мар в 23:55
перейти к сообщениюФинансовые консульта...(1)
 от Spy
  04. Мар в 23:54
перейти к сообщениюПоехали!(9)
 от 3997277
  14. Мар в 18:48
перейти к сообщениюРазрешение Нацбанка ...(2)
 от kross
  09. Дек в 14:04

[Перейти на форум]

аналитика : Почему бензин дорожает, а НПЗ несут убытки?
аналитические статьи

В Беларуси сложилась парадоксальная ситуация с нефтепродуктами. С одной стороны, цены на нефтепродукты, реализуемые на внутреннем рынке, повышаются. С другой, поставки нефтепродуктов на внутренний рынок, как удалось выяснить интернет-газете Naviny.by, приносили одни убытки белорусским НПЗ в первом квартале. В чем причина?

Парадоксы первого квартала  2011 года

В первом квартале условия поставок российской нефти в Беларусь изменились — Москва согласилась поставлять углеводородное сырье нашей стране без взимания пошлин. В связи с этим в депутатских кругах еще в конце 2010 года созрел вопрос к правительству: если пошлин не будет, может, бензин на заправках подешевеет?

Отвечая на этот вопрос депутатов в декабре 2010 года, тогдашний вице-премьер Андрей Кобяков заявил, что бензин вряд ли подешевеет. "Не надо связывать улучшение в торговле нефтью с уменьшением цен на горючее. Это доходы бюджета на 2011 год", — заявил Андрей Кобяков, не уточнив, какая взаимосвязь между бензинами и бюджетом. На самом деле, связь — прямая, но об этом позже.

В первом квартале, несмотря на "улучшение в торговле нефтью", цены на нефтепродукты не только не оставались на месте, но и дважды поднимались. С 3 марта, напомним, розничные цены на нефтепродукты, реализуемые на внутреннем рынке, были повышены на 4,5-10%. А 31 марта автовладельцы пережили новое повышение цен на бензины и дизельное топливо. Нефтепродукты в последний день марта, напомним, подорожали на 10%.

Парадокс ситуации заключается в том, что, несмотря на повышение цен, поставки нефтепродуктов на внутренний рынок были убыточны в первом квартале для отечественных НПЗ. По данным Naviny.by, в январе - марте, поставляя нефтепродукты на внутренний рынок, нефтепереработчики имели минусовую рентабельность практически по всем товарным позициям — начиная от керосина и заканчивая автобензинами.

Поэтому неудивительно, почему, например, Мозырский НПЗ получил убыток в первом квартале этого года. За январь - март убыток нефтеперерабатывающего предприятия составил, по неофициальным данным, более 180 млрд рублей. И это при том, что поставки нефтепродуктов на экспорт в этот период были рентабельны для предприятия.

Россия: и бензин доступный, и с маржой все в порядке

Основное сырье для производства нефтепродуктов Беларусь получает из России. Поставщиками углеводородного сырья на белорусские НПЗ в 2011 году выступают пять российских компаний — "Роснефть", "Лукойл", "Сургутнефтегаз", ТНК-BP, "Газпром нефть". За первые четыре месяца этого года нефтяные компании из России поставили в Беларусь почти 5 млн тонн нефти.

Как известно, Россия весь объем нефти поставляет в Беларусь в этом году беспошлинно. Правда, белорусская сторона в этом году уплачивает премию российским поставщикам за доставленную нефть (в марте — 6,49 доллара за баррель или около 45 долларов за тонну).

Несмотря на примерно равные условия приобретения нефти, эффективность поставок нефтепродуктов на внутренний рынок в Беларуси и в России принципиально разная. Если в Беларуси, как мы отметили выше, НПЗ несут убытки, продавая нефтепродукты внутри страны, то в России заводы имеют хорошую прибыль.

"Поставки почти всех нефтепродуктов на внутренний рынок приносят российским НПЗ хорошую прибыль, — заявил Naviny.by источник в Москве, знакомый с результатами деятельности НПЗ. — Судите сами: тонна нефти в опте составляет 12 тыс. российских рублей, а оптовая цена дизельного топлива в европейской части России — 24,5 тыс. рублей за тонну, бензина A-92 — 30 тыс. рублей за тонну. В первом квартале 2011 года российские НПЗ имели маржу в размере 10 долларов за баррель переработанной нефти. Это — уровень хороших европейских НПЗ".

По словам собеседника Naviny.by, российским НПЗ выгоднее поставлять бензины на внутренний рынок, чем экспортировать. Этот факт подтверждает и руководитель отдела нефтепродуктовых рынков России и СНГ исследовательской группы "Петромаркет" Александра Зубачева.

"Поставки нефтепродуктов на внутренний рынок выгодней российским компаниям, поскольку именно цены внутреннего рынка, можно сказать, контролируются российскими производителями", — сообщила Naviny.by Александра Зубачева.

Однако это не приводит к тому, что цены на нефтепродукты для конечных российских потребителей являются завышенными. Литр 92-го бензина стоит сегодня в России 25 российских рублей. В пересчете на белорусские получается 2750 рублей за литр. А у нас, несмотря на то, что мы получаем нефть по ценам, близким к внутрироссийским, — 3300 рублей за литр, и при этом нефтепереработка получает большой убыток от поставок нефтепродуктов на внутренний рынок. Парадокс?

Что потребителю плохо, то бюджету хорошо

Чтобы объяснить этот парадокс, нужно вспомнить Андрея Кобякова, слова которого мы приводили в начале статьи. Андрей Владимирович недвусмысленно в декабре заявил, что снижение цены нефтепродуктов приведет к потерям бюджета. Следовательно, в цене бензина заложена весомая фискальная составляющая.

Как удалось выяснить интернет-газете Naviny.by, составляющая эта настолько высока, что в первом квартале этого года именно из-за снижения поставок нефтепродуктов (автомобильного топлива) на внутренний рынок государству не удалось собрать запланированный объем акцизов.

Доля налогов в стоимости нефтепродуктов, реализуемых на внутренний рынок, существенно влияет на конечную стоимость продукции. Доходит до того, что со всеми налогами стоимость нефтепродуктов, поставляемых на внутренний рынок, выше, чем цена экспортируемых нефтепродуктов с экспортной пошлиной.

Отсюда и получается: поставки нефтепродуктов на экспорт имеют положительную рентабельность, а поставки на внутренний рынок, ввиду высоких налогов, оказываются для НПЗ убыточными.

В этой ситуации, чтобы устранить убытки, возможны три варианта.

Первый: перекрывать убытки за счет прибыли, получаемой НПЗ за счет экспорта нефтепродуктов. Второй: снижать фискальную составляющую в нефтепродуктах, поставляемых на внутренний рынок. Но это предложение правительство вряд ли одобрит в условиях дефицитного бюджета. Наконец, третий вариант: сократить убытки НПЗ за счет повышения цен на нефтепродукты. С учетом того, что цены на топливо в этом году уже дважды повышались, несложно догадаться, на каком варианте остановились в верхах.

naviny.by
 
· Ещё о аналитические статьи
· Новости Spy

Самая читаемая статья из раздела аналитические статьи:
В Республике Беларусь экономики нет

Эта статья не имеет оценки.

1 звезда
2 звезда
3 звезда
4 звезда
5 звезда
Почему бензин дорожает, а НПЗ несут убытки? | Войти/Создать логин | 0 комментариев
  
За коментарии ответственны только те, кто их поместил.